Vert:x
"1947" 2012

самиздат

• Full Fathom Five
• Cathedral
• Full Fathom Five (Radio Edit)

Люди снуют на работу и с работы, жуют фаст-фуд, хлебают быстрорастворимую бурду, носят ширпотреб, зырят жвачные фильмы и читают глянцевые журналы. Что им велит реклама – то и потребляют. То, что среди обывателя считается передовым или слывёт прогрессивным – подогрето искусственно и чаще всего нечестно созданным спросом, а по сути является адаптированной и упрощённой фальшивкой, ослабленной и разжиженной смесью, отрыжкой и суррогатом чего-то большего, сложного для понимания или неоднозначного в трактовке. Мусорные калории легко входят и так же быстро выходят, но обмен веществ ломают бесповоротно. О том же, что происходит вне кормовой рутины, культурные бройлеры вообще не имеют ни малейшего понятия.

А вот где-то в Англии живёт человек под названием Нил Уайтхед. Живёт-поживает, а в свободное время рисует на коленке психоделический рок – настоящий, а не изрядно подкорректированную подделку повышенной рентабельности. Всё сугубо для собственного увеселения: сам сочиняет, сам играет, сам записывает и сам выкладывает в сеть – за символическую плату. Так или примерно так и должен работать настоящий андеграунд – неторговый и бесприбыльный обмен мнениями. Ведь стоит только вмешаться мало-мальской коммерции или шкурному интересу – как пиши пропало. Как только артистом вместо творческой тяги начинает двигать порочное желание не чтобы даже заработать, а банально вернуть затраченные усилия, окупить израсходованные средства или просто отбить бесследно ушедшие бабки – он попадает в систему товарно-денежных отношений, где его берёт в оборот дармоедский кагал продюсеров и обуревает простая человеческая жажда наживы. Ну а на рынке ни о каком самовыражении речи быть не может. Начинается бесконечный и уродливый компромисс с паразитарным сообществом липовых знатоков и самопровозглашённых экспертов, недалёких законодателей моды и невежественных арбитров оригинальности, а, в конечном счёте, и самим собой. Идеальный же, то есть выключенный из финансовой цепочки, подпольщик имеет возможность работать без спешки и давления извне – и потому доводит любую идею до финала и логического завершения. То, что кажется массовке радикализмом или крайностью – на самом деле, просто взгляд со стороны, не коррелирующий с общепринятой оценкой, а то и вовсе её игнорирующий. Иными словами, чистое и незамутнённое творчество, не рассчитанное на широкое признание.

Потому и столь полезно бывает окунуться в подпольную глухомань, недостижимую для липких лап значкистов-собирателей и неподвластную капризным веяниям времени. Домашний, единоличный и затворнический самопал Vert:x – музыка вне времени, вне пространства, вне общественных запросов и вне модной диктатуры. С одной стороны – это кипучий и могучий ретро-беспредел вроде Hawkwind или F/i, а с другой – что-то тёмное, враждебное и нойзящее, вроде Hjarnidaudi. Все прошлые работы Vert:x сочинены клиповым мышлением, залипнувшим в отдельно взятом состоянии. Тон задавал совершенно линейный грохот электронных ударных, рубящих угловатый, но по своему плясовой ритм в духе “The Land of Rape and Honey”, да синусоидная пульсация баса, с наложением случайных сполохов, взрывов и клубов сольного дыма.

В общем-то и “1947” написан в той же манере, но совершенно на иной лад. Вместо моторного ритма здесь – усыпительный и дико распяленный кач, вместо нарастающего возбуждения – медленно остывающее торможение, вместо экстатического восторга – тяжёлый и неуклонный транс. 'Full fathom five' и 'cathedral' неторопливо, но неотступно вгрызаются в мозг, словно горнопроходческий щит – в твёрдую породу. Несмотря на кажущееся однообразие, треки планомерно развиваются только вверх и вперёд – к барьеру выразимого звуками. Кислотный, расплывшийся и совершенно поехавший звук напоминает замедленную съёмку грязевого селя, от чьих потоков ни убежишь и не спрячешься ни на какой скорости. И пускай пробивная мощь Vert:x несколько притупилась по сравнению с прошлыми опусами “A.F.M.O.M.A.H.E.” и особенно “Ggantija”, зато действие изрядно прологнировалось. И дело тут не столько в распухшем хронометраже, сколько в полноте и долготе ощущений.

Vert:x – приятный и полезный срез психоделического андеграунда. Два фунта, вложенные в скачку альбома – грамотная инвестиция в светлое будущее.

27.08.2012



Перейти к Vert:x