Burzum
"Sôl austan, Mâni vestan" 2013

Byelobog Productions

• Sôl austan
• Rûnar munt þû finna
• Sôlarrâs
• Haugaeldr
• Feðrahellir
• Sôlarguði
• Ganga at sôlu
• Hîð
• Heljarmyrkr
• Mâni vestan
• Sôlbjörg

Новый, десятый и, возможно (хотя и не факт) последний альбом Burzum – повод поговорить о многих вещах. Об условности музыкальных жанров, о роли личности в истории, о том, как проходит мирская слава и так далее. Если вдуматься, эта пластинка – просто предлог городить словесный огород.

Для начала можно заново обозреть кучерявую биографию мятежного Викернеса, с остановками по всем наиболее скабрёзным или сомнительным её поворотам. В сотый раз обсосать, как, почему и зачем Кристиан стал Варгом, как ныкал взрывчатку и поджигал церковь в Фантофте, как чикал ножиком гражданина Орсета, как кривлялся на суде и был объявлен врагом номер один, наконец, как отсидел десятку и по либеральности властей был на недельку выпущен за хорошее поведение, но тут же оказался заметён по новой, с винчестером и полным багажником гранат. Можно обмусолить завсегда сомнительное варговское мировоззрение и эволюцию его экстремизма, как тот из ярого сатаниста стал нацистом-одинистом, потом славянофилом, а напоследок – просто вялым седым хреном с отвислыми усами белорусского землепашца. Можно даже иронично харкнуть в северного патриота на пенсии, перебравшегося после отсидки на пмж в тёпленькую Бретань, поёрничать насчёт удоев молока, урожайности брюквы и налогов на частное предпринимательство и, наконец, позубоскалить о строгости строго режима в Норвегии. Ведь герр Викернес умудрился заделать кучу отпрысков, не вылазя с зоны – и это от законной супруги! Расскажите об этом в лесах Мордовии, где бравые отморозки по старинке и понятиям петушат друг дружку в мужественные зады – там попросту умрут от зависти.

Ещё можно посудачить, насколько Викернес эволюционировал как композитор супротив себя прежнего. Дескать, несуразный автор молитвенной ‘tomhet’ или истинно гипнотизирующей ‘runtgåing av den transcendentale egenhetens støtte’ был преступно юн и горяч и вообще смутно представлял себе разницу между чёрными и белыми клавишами, а уж нынешний-то Варг – сочиняет поистине глубокие полотна с несомненным мифологическим измерением, но здорового упрощенчества по-прежнему не чужд. Можно и, наоборот, членораздельно и аргументированно указать, что Викернес топчется на месте и вообще застрял в подростковом сознании со всеми своими примитивными мелодиями и детсадовским звучанием, увязшем на полпути между компьютерными игрушками про рыцарей и драконов, дурацкими псевдонародными мотивами и пафосным нью-эйджем на нордическую тематику – и тоже не соврёшь. Дескать, сроку отмотал порядком, спиногрызов настругал целый выводок, а ничуть не поумнел – и даже на свободе выдаёт те же три расстроенные ноты, что на тюрячных ‘Dauði Baldrs’ и ‘Hliðskjalf’. Чохом можно даже вспомнить целое поколение «металлистского эмбиента», зарождавшегося как страшненькие либо трогательные открышки и закрышки к металлическим пластинкам, но постепенно освоившего полноформатный жанр, пусть и напичканный свистящими пэдами, зудящими мотивами и дурацкими идейными прогонами. Двадцать лет назад вся эта катавасия повергала в трепет, десять – навевала сон, а сегодня лишь вышибает ностальгическую улыбку из столь же стремительно седеющей публики.

Тут-то самое время прочертить параллели и изоглоссы с другими жанрами и припомнить печальный и тоскливый северный фольклор, где каждая песня звучит как панихида. Или, например, американских минималистов, которые, как и блэк-металлические пионеры, не боялись ни длиннот, ни убийственной простоты. А ещё лучше – немецкую kosmische musik. Однако всё тот же приснопамятный автор молитвенной ‘tomhet’ или истинно гипнотизирующей ‘runtgåing av den transcendentale egenhetens støtte’ был, в довесок к иным своим пригрешениям, тёмен и малообразован в музыкальном плане – и потому рос самосевом, как лесной бурьян. Ни о Клаусе Шульце, ни о Tangerine Dream, ни о Михаэле Хёниге он и слыхом не слыхивал, и примитивную электронику свою сочинял сугубо по наитию: пальчиком тык-тык. Зато его друган Фенриз – слыхивал и ещё как. Потому и свой Neptune Towers, с которого эмбиентные сайд-проекты матёрых блэкарей вошли в этикет и стали правилом хорошего тона, начал уже как подражание мастерам. В “Sôl austan, Mâni vestan” можно расслышать отголоски чего угодно – вплоть до электронного краута Cluster и берлинской школы электроники, было бы желание – а заодно посудачить, повышает ли Варг на досуге свою музыкальную эрудицию или же всё же больше приударяет по брюкве.

Как видите, чесать языком можно до бесконечности – благо пространства для манёвров предостаточно. Но, поверьте, драть хайло над “Sôl austan, mâni Vestan” неохота вовсе. Хочется лишь вновь и вновь слушать такие волшебные композиции как ‘rûnar munt þû finna’ или ‘sôlarguði’, подспудно считая, как убегают минуты, часы и года. Ведь на самом деле совершенно неважно, по какую сторону решётки ты коротаешь дни – время в абсурдной тюрьме под названием жизнь течёт совершенно одинаково. Ровно эту простую истину Викернес усвоил на своей шкуре – её и пытается донести.

31.05.2013



Перейти к Burzum