Zoviet France
"07.10.2012" 2012

Altvinyl

• Resurrecting The Sun
• The Leaves Of The Birch
• Altitune
• Rolling Air
• Altituned
• Picked Up
• Not Always Green
• Waiting At The Gate
• Zerlest
• Gathering Breath
• Feezeling
• It Stopped Short
• Feel The Way
• Just The Lay
• Stimatze
• Zerlester
• Ca'raven
• It Stopped (At The Moment When Rona Arrived)

Дэйв Шмидт, знатный глюковод, психоделический реаниматор и, пожалуй, величайший краут-подвижник современности, на одной из своих пластинок на все лады горланил “I’m an underground hero-o-o” – разумеется, не без иронии. Сколь бы многочисленны и сногсшибательно талантливы ни были его работы, эта валюта в большом шоу-бизнесе не конвертируется и в круговороте наличности не участвует, яростно выдавливаясь из телеканалов, радиоэфира и медиапорталов на задворки – в задрипанные бары и тематические блоги. Удел психоделического лейтенанта и его ровни – дружеские хлопки по плечу, жидкие лайки по фейсбукам да укромные восторги в прописавшихся в интернете хиппи-коммунах. И то хорошо, потому как всего полвека назад его бы ждал ещё и мешок пиздюлей от злобной деревенщины.

Эту же песню про «подпольных кумиров», пусть и в принципиально иной аранжировке, запросто может спеть славнейший коллектив Zoviet France, уникальная мастерская индустриальных талантов, неизлечимых гулоголиков и фольклорных шарлатанов, повязанных незаурядным мировидением и плутовской жилкой. В довершение всего, буквально всякий, кто прошёл через её горнило, попросту обречён со временем стать узкоместной легендой или местечковым культом. Вот, например, Робин Стори уже двадцать лет как рассекает экзотические воды этно-эмбиента, в то время как его корефан и некогдашний напарник Марк Спайби нарезает причудливые коллажи из городских электроник, туземных перкуссий и фальшивого нью эйджа. А ведь ещё был целый Марк Уоррен со своими микроволновыми манипуляцями на человеческой памяти.

Rapoon, Dead Voices on Air, Propeller, Beehatch, Penumbra, Reformed Faction – что ни говори, а заслуги бывших «зоветов» обширны и ширятся до сих пор. Любовь и симпатия – дело десятое, но без фривольного фантазёрства и жульнической искорки Zoviet France современная музыка, вне всякого сомнения, была бы гораздо скучнее, беднее и унылее. Вот уже и побеги этого древа уже давно отцвели и дали собственные фрукты, а что же материнский ствол? Впав в анабиоз ещё в середине 2000-х, засохшая дубина неожиданно заплодоносила – вот те раз! Всю великую эпоху «зоветских» строек Бен Понтон проторчал в тени своих более именитых коллег, а с некоторых пор и вовсе остался за агронома один-одинёшенек. Тем не менее, последний из зоветских могикан трудолюбиво поливал и удобрял уникальное дерево соками собственной воображалки, не давая ему зачахнуть в лютую годину. А с некоторых пор ещё и подвизался вести тематическую радиопрограмму “A Duck in a Tree” на Basic.fm, где раскрывает карты индустриализма и полевых записей.

Как бы то ни было, “07.10.2012” – первая полноценная запись проекта за 13 лет (мп3шная обрезь не в счёт) и триумфальное возвращение в мир этнографического наебалова, изощрённых мозговых игр и подсознательных кривотолков. Альбом затейливо раздроблен на три разнокалиберных пластинки прозрачного винила и кучеряво упакован в чёрно-белый футляр без опознавательных знаков и отличительных признаков. Все сведения о композициях и их метафизическом смысле были опубликованы отдельно, по конспиративному адресу (кто сказал, что концептуализм вышел из моды?).

Понтон протопал весь зоветский путь от самого начала, от воинствующего дадаизма 80-х, свирепой фольклорной дезы 90-х и холодного цифрового минимализма 00-х. При нём была сформирована рабочая этика проекта и записаны лучшие работы – “Look Unto Me”, “Assault and Mirage”, “Shadow, Thief of the Sun” и “Just an Illusion”. И произошло это, кстати говоря, в тесном соавторстве с Робином Стори, чей бесцеремонный уход в 1992 году ударил по шизофреническим ньюкасльцам больнее всего. “07.10.2012” – одиночная попытка вернуться в золотые годы «зоветов», когда мечты были розовыми, братство – неразрывным, сны – наяву, а море – по колено.

Все три винилины “07.10.2012” угощают камерной электроникой с аристократической выправкой, первобытным пульсом, хулиганскими взбрыками и сумасбродными выкрутасами, без которых психоделический андеграунд совершенно немыслим и превращается в неброский и быстро выветривающийся easy listening. В пёстром вареве Понтона врождённая протестантская сдержанность в шаманском экстазе сливается с забористой островитянской дурью. Непоследовательная, идиосинкразическая и по-доброму чокнутая, музыка Zoviet France держит в кармане ту самую фигу добропорядочному истеблишменту, по которой безошибочно определяют друг дружку отщепенцы, нонконформисты, лунатики и деревенские дурачки, словно собаки по территориальной разметке, акулы по эхолокации, а выпускники американских универов – по цинку студенческих жестов. Чем продвинутее общество, чем богаче и разветвлённее языковой код, тем легче человеку даётся ложь. И только дикарь врать не умеет: попросту не обучен, да и самой потребности ко вранью лишён напрочь. Вот так и «зоветы», бывшие и сущие, продолжают отплясывать лихой танец культурного варвара тонкой душевной организации. Тут уж не притворишься, как ни старайся. Эта подлинность – и есть искомый ингредиент правдивой художественной лжи. Чем больше слушаешь, тем слаще становится. «Пожалуйста, ври больше, бери пример со своих плодовитых товарищей» – так и хочется умолить Понтона напоследок.

Zoviet France – неповторимая магия циклически возвращающихся мотивов, сперва как предчувствие, потом как неизречённое видение, а напоследок – как незабываемое воспоминание с терпким послевкусьем.

19.06.2013



Перейти к Zoviet France