Oranssi Pazuzu
"Valonielu" 2013

Svart Records

• Vino verso
• Tyhjä temppeli
• Uraanisula
• Reikä maisemassa
• Olen aukaissut uuden silmän
• Ympyrä on viiva tomussa

С самого своего сотворения настоящий блэк-металл был покосившимся срубом, сколоченном в глухом лесу, среди беспутицы и бурелома, в краю непуганого зверья. Был дальней заимкой для самых нелюдимых таёжников. Был и егерьской сторожкой, приютом одиноких странников, логовом волков-одиночек. Самые хитрожопые, правда, попытались втюхать эту хлипкую халабуду напальцованным лохам как роскошный VIP-коттедж – но не тут-то было. По ходу эксплуатации выяснилось, что климат в этих краях – чересчур суров, что жилплощадь – не в меру тесна, да к тому же из удобств в ней – вонючий сортир прямого падения. Иными словами, крупного гешефта из этого не вышло, однако по проложенному тракту в эту лачугу повадилась забегать на огонёк масса всякого народа, большей частью пришлого, пронырливого, въедливого и ехидного. От непрошеных визитёров почерневшая избёнка покосилась пуще прежнего, но так и не упала.

Как-то раз нагрянули в неё Oranssi Pazuzu, банда высокохудожественного хулиганья под руководством Юхо Ванханена. Осмотрелись, обнюхались и давай играть в саранчу. Через всего ничего подонки-самосёлы живо развандалили почтенную хибару под ноль – но только для того, чтобы возвести её заново, уже с применением новейших материалов и передовых технологий. Вместо трухлявой древесины эти головорезы пустили в ход невесомые композиты, дедовскую печку переработали на термоядерный рекатор, слепую лучину заменили ослепительными прожекторами, кривой частокол срыли на магнитные поля, убогий огород засадили генно-модифицированными гигантами, а вместо облезлого полкана посадили на цепь атомного мутанта. А чужаков ещё издали снимают из лазеров, после чего прибивают их рогатые головы в светлице.

Казалось бы, к третьему альбому Oranssi Pazuzu пора бы уже и привыкнуть – и к выкрутасам банды, и к их прободному сарказму, и, наконец, к их полному презрению стилевой номенклатуры. Ан-нет: не получается, и всё тут. Жанровая палитра этих пришельцев из далёкого космоса напичкана контрастными красками, что радужными кляксами оттеняют угольную чернь немажорного блэк-металла до ряби в глазах. Можно сколь угодно тщательно перебирать в уме всяких Ved Buens Ende, Vediog Svaor, Blut aus Nord, Darkspace, The Ruins of Beverast и прочих новаторов, но такого ещё не было – пожалуйста, не спорьте. Просто уму непостижимо, как грубо вмешанные комья психодел-рока, прога, краута, панка и даже колдвейва растворяются в леденящей заполярной мгле, не оставляющих никаких шансов на выживание. Чем глубже в альбом, тем ниже сваливается челюсть. И дело тут совсем не в дальности гиперссылок и фантастичности ересей, а в глубине мышления и силе экспрессии.

Пластинка “Valonielu” стартует с ядрёного толкача крепчайшей пробивной силы. Сырющий, перегруженный, но здоровски панорамированный звук, мощнейший рифф-таран, зубодёрный вокал и совершенно волшебным образом состаренные под винтаж клавиши, графически обрисовывающие музыкальное пространство морозными узорами. Виски стучат, сердце колошматит, но, вроде пока живой. Казалось бы, самое время охолонуть и пустить релаксу. Не тут-то было. Двойными ударами коротких треков-плёток психоделические монстры только подогревают интерес к обширным опусам длиной по четверть часа каждый. Перевалив за экватор ‘uraanisula’, альбом шамански повторяет себя на более глубинном уровне, стремительно уносясь в звёздную высь вместе с потрясающей кодой к ‘ympyrä on viiva tomussa’.

Авантюризм, декоративность и озорство, которые консервативные критиканы шили Oranssi Pazuzu во времена “Muukalainen Puhuu”, и фривольная эклектика “Kosmonument”, здорово напугавшая журнальных теоретиков, слились воедино во взрослой работе завораживающей глубины и потрясающей цельности. Чем бы ни баловались эти пираты с Млечного пути, животрепещущие впечатления от их творений не оставляет сомнений – это лютый блэк-металл высочайшего, психоделического пошибу. Неортодоксальный подход банды и нешаблонное мышление её заводилы картины не портит: избушка давно отбросила курьи ножки и прочие атавизмы, но уединённым приютом отважного искателя быть не перестала. Третий Oranssi Pazuzu даже больше прежнего заставляет по-новому на многое взглянуть и многое переосмыслить.

Например, неужели кому-то ещё интересно со школярским прилежанием обдирать одноклеточную норвежью зудню начала 90-х? Не уtrueждайтесь, вопрос риторический.

15.11.2013



Перейти к Oranssi Pazuzu