Samarkande
"Ordo ab Chao" 2016

Samarkande Music

• Ordo Ab Chao
• Hotel Bilderberg
• TM-SW7905.1
• Digital Angel
• Bohemian Avenue
• La Sombre Noblesse
• Faction
• Hotel Bildergerg (Reprise)
• Resistance

Удивить публику в давнишнем, устаканившемся, крепко «намоленном» жанре – задача не из лёгких. Ещё бы, жанровые старослужащие за несколько десятилетий успевают приесться настолько, что заранее улавливаешь всякий их чих, задолго до того, как заслуженным «дедушкам» залетит в нос былинка. А у подрастающей смены не всегда хватает духу, чтобы наново торить собственную тропу – да и зачем она вообще, когда рядом лежит многополосное шоссе?

А теперь, представьте себе: монреальцу Эрику Фийону это удалось – и это при том, что выступает он не в новорождённом жанрике, не успевшем толком опериться, а в самой что ни на есть классической электронике, которой сто лет в обед. Samarkande начался как побочная забава двух поднаторелых дядек в 1999 году, но подлинного расцвета достиг лишь с отбытием фийоновского напарника Сильвена Ламирана в 2010-м году.

Сольный “Ordo ab Chao” Фийона – чудесный гибрид ретро-электроники, прог-рока, и старошкольного индастриала, с заездами в тёмный эмбиент. Эксперимент Фийона преступает границы, рвя жанровую канву самым причудливым образом: мелодичные трели дедушкиного меллотрона мирно соседствует с бесчеловечным грохотом музик конкрет. Однако стоит взять слово первородному звуковому хаосу, как из него постепенно выкристаллизовывается внятный механический ритм, обрастающий синтетическими соло, как карандашный чертёж – деталями прямиком с завода.

Забраковав «предустановленные» краут-роковые решения под Клауса Шульце, Tangerine Dream и Ashra, Фийон сочинил собственную антиутопию, в которой нашлось место и ритмичному шуму, и декоративным пьескам, и душераздирающим атональным медитациям, и цепенящим эпизодам почти беспримесного тёмного эмбиента – да притом с повествовательным охватом, больше присущим прог-року 70-х с его хвалёным концептуализмом. Вещественное в альбоме олицетворено конкретными звуками, обрисовывающими декорации, а абстрактное – воплощено в аморфных ландшафтах, постоянно меняющих свои очертания и переходящих друг в друга.

Тем не менее, нескрываемое прог-воспитание Фийона придало “Ordo ab Chao” сюжетный накал, которого с запасом хватает на часовой вояж по нафталиновым волнам, а уважительная фривольность по отношению к классическому материалу – избегла самых навязчивых штампов. Распуская на петли хрестоматию прогрессивной электроники и сшивая треки по лоскуткам, Фийон стачал восхитительное полотно, которому одинаково близка эпичность старой школы и кинематографизм новой. По зрелищности “Ordo ab Chao” мало уступает пиковым моментам Radio Massacre International, мелодикой готов посоревноваться с Synergy, а в драматизме забьёт баки самим Tangerine Dream. При этом пятый альбом Samarkande звучит столь же необщепринято и завораживающе, как единственный альбом загадочных французов Archaïa, в своём безумном трипе заехавший далеко за вешки как конвенционального рока, так и фигуративной электроники.

Подобно прог-роковым праотцам из 70-х, Фийон неоспоримо пристрастен ко всякого рода звуковым странностям, но всё же держит себя в руках, не позволяя заведомым диковинкам диктовать тон альбома.

Кто же будет слушать этот винегрет, накрошенный столь наперекор всякой здравомыслящей поваренной книге? А очень просто. Любой, кого не удовлетворяет ни одна готовая «под ключ» звуковая концепция. Кто считает канонических образчиков того или иного стиля – юбилейным занудством, достойным лишь прижизненной музеификации. Кто сторонится чётко очерченных жанров и недолюбливает классическую электронику – за тщательно культивируемое старообразие, современную – за техноген и бездушность, прог – за яйцеголовость, тёмный эмбиент – за напускной мрак, а и его не менее смурных индустриальных сородичей – за декларативность в ущерб художественности.

20.10.2016



Перейти к Samarkande