Ship of Fools
"Out There Somewhere" 1994

Dreamtime

• Elevator
• Diesel Spaceship
• First Light
• Guidance Is Eternal
• Out There Somewhere
• From Time
• Eternal Guidance

Вообще, «Корабль дураков» – это средневековая аллегория, спущенная на воду из-под саркастического пера Себастьяна Бранта. Живописный облик сатиры, остроумно бичующей пороки современников, создали Йероним Босх и Альбрехт Дюрер. После ряда литературных пересказов и кинематографических переделок, «Корабль дураков» даже успел побыть песней The Doors, пока, наконец, не превратился в астероид Narrenschiff.

Ещё позднее, но всё равно уже в безвозвратном прошлом, «Корабль дураков» мимолётно обратился британской группой, где нашли своё прибежище, пожалуй, самые последние хиппи (хронологически, а не по ранжиру). Экспериментальный спейс-рок Ship of Fools сверкнул на психоделическом горизонте бешено несущимся в чёрную дыру астероидом, вспыхнул – и погас.

Остались два ураганной силы альбома, выбравших всё самое тонкое, звонкое и переливчатое из винтажного прог-психодела 70-х и космической электроники 80-х. Строго говоря, “Close Your Eyes (Forget The World)” и “Out There Somewhere” – близнецы-братья, родившиеся от свободной импровизации и ломового драйва, которым держало свечку озарение. И оба вышли на несуразном сублейбле Peaceville, куда угрюмый дум-гигант имел обыкновение сваливать то, что считал браком и некондицией.

Прихотливая архитектура Ship of Fools строится ритмической пульсацией, а звуковое пространство зрительно увеличивается воздушными клавишами, украшается тонной эффектов и прибабахов, сливающихся в плотную стену звука. Для пущей узнаваемости, гитарно-электронное тело альбома то и дело повторяет свои позы, да к тому же исчёркано мнемоническими татуировками – голосовыми врезками из sci-fi фильмов категории B, научно-познавательных телефильмов и ракетных запусков с мыса Канаверал.

Неназойливо-заразительный пляс ударной строчки и весело искрящая атмосфера народного гуляния безо всякого повода напоминают лучшие из творений Ozric Tentacles, десятилетие спустя изрядно обэпигоненные финнами Hidria Spacefolk. Однако ниточки этого игристого, шебутного и бесшабашного хоровода ведут глубоко к психоделическим корням, вроде праотцов из Hawkwind и Gong – те тоже дюже любили побалбесничать всласть, вопреки прочному статусу лизергиновых гуру, обязывающему ко всякому мессианству и унылым откровениям.

Несомненно, Ship of Fools – это музыка приобретённого вкуса. Впрочем, крепко загипнотизироваться можно и с первого раза – не приедающиеся мелодии, деликатный юмор, благожелательность и непреодолимый улёт обеспечат мягкую посадку даже неофиту. Однако каждый следующий прокрут пластинки раскрывает доселе незамеченные детали и разворачивает теневые грани. К тому же альбомы Ship of Fools буквально напичканы путеводными отсылками в романтический прог 70-х с его рыцарством и сказочностью. Возьмите, хотя бы, просвещённый сюрреализм обложки – театр воистину начинается с вешалки. И всё же элегантно зашифрованное многое знание отнюдь не ведёт ко многой печали, а терпеливо дожидается своего пытливого зуба, способного его раскусить.

Эмпирический подход к классическому материалу, помноженный на уважительную двусмысленность, наводит мысли на Melting Euphoria, тоже экспериментальную прог-психоделию без лишней зауми, но уже американскую. Похожей оказалась и биография команд, разделённых океаном. После нескольких славных пластинок (американцы оказались даже поплодовитее), обе банды раскололись из-за творческих разногласий и утраты перспектив. Но и затем американцы снова обскакали своих европейских собратьев – пусть и снова количественно. Распад Melting Euphoria подарил несколько глубоко обскурных, но отнюдь не бесполезных проектов (вроде Space Barons, Spaceship Eyes и Fireclan). Из обломков же Ship of Fools выполз лишь щедро дабофицированный проект Nine Invisibles, по-своему весьма любопытный срез электронного андерграунда.

Правда, клавишник «Дураков» Лес Смит впоследствии не раз всплывал в гугнивых элегиях Anathema и даже похабной клоунаде Cradle of Filth. Вот этих последних, упоминать, честно говоря, не стоило (если только как антирекламу) – но из песни слова не выкинешь.

25.10.2016



Перейти к Ship of Fools