Pythagoras
"Journey to the Vast Unknown" 1980

Syntone

• Journey To The Vast Unknown (in 4 parts)
• In To The In
• When It Comes

Любой жанр, если всмотреться поглубже, изобилует потаёнными жемчужинами, окутанными пылью десятилетий, надёжно зарытыми в недрах давно исчезнувших значков, безвылазно погребёнными под глыбами многотиражного ширпотреба.

Голландцы Pythagoras – окольный привет из той эры, когда термин «прогрессивный» ещё не утратил своего изначального смысла и не скуксился до бросовой бирки, механически клеящейся на любую технически продвинутую музыку, чья номинальная сложность исполнения всячески грозится пощекотать слушательское восприятие. Во всё ещё свежих космических медитациях той поры ещё оставалось место для искренних исканий, возражающих здравому смыслу, тарифно-жанровой сетке и всякой табели о рангах.

К началу 80-х корпус электронных пластинок ещё сложился окончательно, хотя магистральные альбомы «золотого века» уже были записаны. Pythagoras – весьма обходная, уклончивая и даже сектантская попытка заговорить своим языком, в обход «танжериновой» классики, гипнотической шульцианы и других иконических пластинок из набора юного электроника. Справедливости ради, к тому же 80-му Tangerine Dream давно и безоговорочно усохли до коммерческого электророчка, позволяя себе вольности лишь на концертах, да и то лишь по большим праздникам.

Музыка же «пифагорейцев» была как минимум столь же причудлива, как и их состав. За неимением иных желающих, Боб де Йонг и Рене де Хаан поделили клавиши с барабанами – но для записи маленького шедевра этого набора хватило с лихвой.

Неповторимый дебют Pythagoras “Journey to the Vast Unknown” – подлинный альбом-путешествие далеко за пределы своего скромного хронометража. На край света, в открытый космос, к глубинам подсознания – да неважно куда, лишь бы прочь от обывательских будней, а дорога вдаль никогда не кончалась. Ориентированная, главным образом, на атмосферу запись «малых голландцев» не балует ни мелодическими изысками, ни ровным шлягерным драйвом, а ткётся завораживающе неторопливо, словно сказывается рассказ о хождении за три моря – под треск граммофонной иглы.

Любопытно, но художественность Pythagoras не предполагает чрезмерного мудрствования, кое приставка «прог» неуклонно подразумевает в нашу эру. Напротив, несколько схематическому звучанию голландцев вовсе не чужда лубочная незамысловатость и азбучная, граничащая с невинностью простота. Очевидная, ничем не прикрытая бесхитростность мотивов бережно хранит эмоциональную глубину и первозданность впечатлений – античное бесстыдство, яркость восприятия и незамутнённую радость бытия.

Эта чистая глубина безыскусных электронных напевов Pythagoras напоминает завораживающие саундтреки Артемьева (вроде старой, ещё советской «Территории» или «Сибириады» с их глючными, колдовскими, поистине неземными пейзажами). А кажущийся нарочитым примитивизм Pythagoras позже нашёл своё парадоксальное продолжение в работах самых лирических из блэк-металлистов, впервые попробовавших на зуб синтезатор и сочтя его годным.

Можно сказать, Pythagoras с их сказочным опрощеньем были обречены на безвестность с самого начала. Однако история не знает сослагательного наклонения, поэтому всякий разговор о заслуженной или незаслуженной забытости того или иного артиста рано или поздно неизбежно выливается в приставление бабушке дедушкиных гениталий. Успев лишь к шапочному разбору первоэлектронных лавров, Pythagoras не выдержали конкуренции со стороны жанровых светил, продув всё тому же ясновельможному пану Фрёзе вчистую как в доходчивости, так и в плодовитости.

Место Pythagoras на генеалогическом древе электронной прог-психоделии – на побочной, неприметной и укромной ветви, рядом с такой волшебной завязью, как австралийский Cybotron и американский Cosmic Debris, что вымахали в чудные фрукты с основательно запамятованным вкусом.

12.11.2016



Перейти к Pythagoras