Rest Art - Fjernlys

Fjernlys
"Beyond The Undulant Quiescence" 2010

Loki Foundation

• Formless & Perfect
• Silence
• Whisper In White
• A Letter To...
• Beyond The North
• Constellation
• Involution
• Star's Orbit
• Elemental Movement
• Zodiac

Пагубнее вышколенного профессионализма, вымуштрованной продюсерской лапы и холощёного мастерства в музыке бывает только одно – вопиющее, воинствующее, возмутительное дилетантство. Махровая любительщина, неуклюже маскируясь под раскованность, непринуждённость и непосредственность, дуром попёрла во всех нетребовательных жанрах, где клюют на душеспасительную мантру «быть собой» и не взыскивают за отсутствие профильного образования и качественной оснастки. Потому-то чёрный металл оказался погребён под тоннами кухонно-спаленного подросткового шлака. Потому-то психоделическая волна чуть не захлебнулась торчками-импотентами. Потому-то за нойз с воодушевлением выдаётся любой шум. Главный аргумент убеждённой самодеятельности – вполне пацанский: «а ты попробуй сделать лучше, раз ты такой умный». А основной двигатель, благодаря которому она получает распространение и завоёвывает популярность – лжеуважение к чужому труду. Дескать, люди старались, записывались – надо уважить.

Если грубо и на пальцах, то эмбиент бывает двух сортов. В основном, под эмбиентом подразумевают шумовое окружение, свободное акустическое пространство, звуковой ландшафт, обзаведшийся собственной атмосферой и настроением, либо же рассказывающий историю. Однако есть и другой, тоже эмбиент, но уже сотканный из классических гармоний и сыгранный на традиционных инструментах. Собственно, его-то и к эмбиенту причисляют лишь за расплывчатость композиции, отсутствие ясных контрапунктов и волнующую, приводящую в смятение невнятность мелодий. Кличут его ещё modern classical, что, на самом деле, запутывает ещё больше. Когда-то чтобы сочинять ту музыку, ныне зовомую классической, требовались долгие годы обучения в консерваториях и титанического корпения над нотной грамотой и аранжировкой. А сейчас достаточно сочинить бросовую мелодийку, обработать с десяток оркестральных сэмплов и, для благозвучия и пущей убедительности, немного побрякать на пианине – как «современная классика» готова. Особенно этих «классиков» много средь экс-металлистов, потому как публика эта по большей части состоит из недоучек, а мыслит именно огрызками академических штампов, адаптированных под «эльфов и гоблинов».

Проект Fjernlys вращается всё больше в индустриальных кругах и даже претендует на причастность к андеграунду, но на самом же деле калякает те же самые трогательные мотивчики о трёх нотах. Положа руку на сердце, при наличии синтезатора сочинять эту музычку сможет любой юнец, которого вышибли из музыкалки за систематические прогулы. Ещё бы, пить пиво, волочиться по бабам и резаться в компьютерные игры всяко интересней, чем грызть гранит музыкальной науки. Однако во Fjernlys исполнителей числится целых трое, причём один из них – Кнут Эндерляйн (Ex.Order, Inade), а другой – Йоханнес Ридль (Circular). Люди, вроде бы, серьёзные и совсем даже не новички, а туда же – с какого-то перепугу впали в заблуждение, что эмбиент – это помпезные клавишные разливы, величественные ритмы и пафосные речевые вставки. Подобным образом некогда размышлял и Видар из Ildjarn, покуда остывали струны ржавого баса в перерывах между интенсивными припадками злобного чёрного панк-рока. Но Видару можно, он «консерваториев» не кончал…

Бравурно-отрешённый романтизм Fjernlys материализуется в унылом бряцании синтетических клавиш, тренькании ненастоящего баса и бyханьи фальшивых перкуссий. Единственное настоящее, живое – проникновенный дамский голосишко, но и тот замучен до состояния доклада или депеши. Трогательный мелос искусственных сонетов и элегий “Beyond the Undulating Quintessence” проливается размытыми и бесформенными потоками эрзац-грусти. Атмосферы здесь как в дождевой лужице – как кот наплакал. А ведь тюремные работы Викернеса всё же дают понять, что истинному мастеру есть где развернуться по части настроения даже в скорбном болотце кнопочного эмбиента. Кусочки же “Beyond the Undulating Quintessence” сгодились бы на ура в качестве прелюдий и интерлюдий во второстепенных блэк-металлических альбомах, где высоко котируется копеечный симфонизм на скорую руку. Впрочем, буклетка к “Beyond the Undulating Quintessence” авторитетно информирует, что диск будто бы писался с 2007 по 2009 год в разных местах – что пуще прежнего сбивает с толку. Если бы Fjernlys оттопыривались по норвежьему блэк-металлу, то под «разными местами» следовало бы понимать подвал Ларса-Эрика, кухню Турбьёрна и гараж Олава. Если бы Fjernlys рубились за тру-индустрию, то это были бы заброшенные заводы, лифтовые шахты, сортировочные станции, бомбоубежища и так далее. Кой же чёрт перемещаться с места на место, если всё сочинительство упирается в синтезатор с копеечными эффектами – вопрос на засыпку. Ещё большее недоумение вызывают сроки. Как можно было просиживать задницу два года, когда тут и работы-то от силы на месячишко – наквасить трогательных клавишных мелодий, нарезать оркестровых сэмплов из классики и набить незатейливую драм-машинку? Кристально чистый звук из студии Secretlab в данном случае звучит как издёвка. Ну а добивает проект наивно-усердная работа под скандинавов: у них, сам собой разумеется, и трава зеленее, и вода мокрее, и тоска нордичнее.

Есть мнение, что очаровательная бестолковость Fjernlys и умильная бессодержательность “Beyond the Undulating Quintessence” имеет определённую гендерную направленность. Судите сами: дамское седло неудобное, хоть и смотрится красиво, бытовая техника для женщин примитивнее, зато напичкана миллионом ненужных прибамбасов, в то время как бабские детективы нестрашные, но зато пошловатые. Продолжая этот ряд, можно сказать, что для нормального, мужского, где-то шовинистского уха Fjernlys звучит смешно, этаким эмбиентом для девочек. Да что там, даже завзятый феминист сможет слушать такое лишь заради прикола.

16.05.2010



Перейти к Fjernlys