Trelldom
"Til Minne..." 2007

Regain Records

• Til Minne...
• Bortkomne Svar
• Fra Mitt Gamle...
• By My Will
• Vinternatt
• From This Past
• Steg
• Eg Reiste i Minnet

Иногда они возвращаются... Какой вообще глубинный смысл во всех этих бесконечных "воссоединений в старом составе"? Почему каждая вторая хоть сколько-нибудь выдающаяся рок- и металл-группа считает своим первостатейным долгом на определённой стадии существования сперва триумфально объявить о распаде, а затем о не менее триумфальном возвращении? Злые языки уже наверняка держат в запасе партию ядовитых плевков в сторону очередных возвращенцев, проклиная их за продажность, шкурные интересы и предательство идеалов. Как бы то ни было, ушедшие на покой металлисты-пенсионеры регулярно снимают с гвоздя гитары и сдувают пыль с микрофонов, и делают это отчасти из слепой страсти к металлу презренному, отчасти из светлой любви к металлу чёрному. Ведь, в конце концов, продавщица хамит не только потому, что стерва, официант обсчитывает, не только потому, что мошенник и жулик, а бюрократ заставляет предъявить кучу ненужных справок не только из-за того, что сволочь. А просто, потому что могут. Вот у наших меньших волосатых братьев тоже есть чувства. И им тоже иногда хочется бросить всё и тряхнуть стариной, вспомнить геройскую патлатую молодость.

После девяти лет молчания норвежцы Trelldom снова встали в строй. За это время интерес к родной культуре в музыкантах возрос выше прошлых отметок, а музыка напиталась патетикой и героикой. Настолько, что это ощущается голым ухом, даже не беря в расчёт лирику. Trelldom стали походить на Kampfar, Forlorn и Enslaved периода "Blodhemn" – то есть заиграли боевой, напористый и упрямый блэк-металл. Ничего удивительного, аллюзии на древнескандинавскую мифологию встречаются на чёрной сцене сплошь и рядом, совсем не обязательно среди тех, кто на своих концертах облачается в кольчугу и рогатые каски. В той же композиции 'til et annet' с одноимённого альбома Trelldom Гаал недвусмысленно жаждал напиться из фонтана мудрости, повисеть на дереве и даже готов был распрощаться со своим глазом. Должно быть, за это десятилетие Гаал успел не только отсидеть за асоциальное поведение и нападение на почтенных граждан, но и обокрасть легендарного йотуна Суттунга и испить мёда поэзии, раз он теперь с такой ревностью принялся ратовать за седую старину и лютовать против мира нынешнего.

Однообразный гитарно-вокально-барабанный навал, чьей ахиллесовой пятой являются именно ударные. Все прошлые ударники Trelldom, а было их по одному на альбом, особенных фокусов за установкой не показывали, но работу свою исполняли исправно, что комар носа не подточит. К слову, на эпохальном "Til et annet..." партии ударных исполнены едва ли не идеально для спартанского блэк-металла северной закалки в патетической обложке – достаточно искусно, чтобы показать своё мастерство барабанных палочек, и в то же время достаточно скромно, чтобы не обращать на себя излишнее внимание. На альбоме "Til Minne" за дело взялся гостевой стукач – и не сказать, чтобы опростоволосился, формально претензий не предъявишь, но на фоне остальных как-то сбледнул. И сбледнул порядком. Настучал дробей для галочки – и был таков. Да ещё вызвучка получилась ватная, скомканная, не из приятных. В остальном – вполне сносного качества релиз, выезжающий не только на классе, но и на ряде приемлемых мелодических решений. Конечно, не обошлось без чересчур гладко выструганного звука и медленно-меланхоличных гитарных вставок – куда нынче без этого, считай, стандарт качества. Справедливости ради, музыка Trelldom, в отличие от того же Gorgoroth, никогда не сводилась к слепой свирепой зарубе, но теперь же все эти лирические отступления в умеренном темпе воспринимаются на редкость искусственно, словно цветастые заплатки на истёртых штанах. И ещё заметно сдал вокал. То ли Гаала заели судебные издержки и сопутствующая тяжбам нервотрёпка, толи возраст сказывается – но из его голоса почти безвозвратно пропало зверство, кровожадие и тяга к немотивированному насилию. На "Til et annet..." его связки, натянутые словно струны, сообщали альбому дополнительное измерение и держали слушателя в постоянном напряжении, здесь же являются не более, чем простым источником звука и вербальной коммуникации. Крики, вопли, речитатив – буднично, без какого бы то ни было озарения.

В одну реку, как гласит народная мудрость, дважды не войдёшь, однако же Trelldom всерьёз взбеленились против скоротечности времени, и у них это почти получилось. Любой, знакомый с альбомом "Til et annet...", просто обязан был запомнить финальную композицию 'sonar dreyeri', десятиминутную примитивную монотонно-трансовую коду, выстроенную на паре лютых риффов, с сучьим, ополоумевшим вокалом – на грани шаманского опыта. Сочтя этот опыт удачным, и, наверняка, по праву гордясь сотворённым, Гаал сотоварищи решили его повторить. Композиция 'steg' является кульминацией альбома и лучшим его треком - и текстуально, и музыкально. Гитарист остервенело хуячит одну и ту же последовательность, вьюжные тона его инструмента расстилаются ковром, по которому монотонно колошматящие ударные несутся, как по рельсам. Уместные спецэффекты, разбросанные то тут, то там, мелькают, словно пристанционные фонари. Сверху нависает спокойный, отрешённый, рассказчицкий голос Гаала. Бочка пульсирует в висках, циклически повторяющиеся гармонии вступают друг с другом в реакцию и начинают крепко резонировать, вибрировать и унисонить – бешеная скорость ощущается всем телом. Экспрессом в вечность – ощущения поистине сверхзвуковые. По сути это грубый оттиск с 'sonar dreyeri', но вышло всё равно превосходно – и по настроению, и по технической реализации. По сравнению с этой песней остальные меркнут, становятся довеском, разросшимся аппендиксом. После такого мощнейшего потрясения заключительную композицию, в которой народная норвежская мелодия тонет во мраке утробного, низкочастотного гула, проглатываешь, не обратив никакого внимания. Хотя оно бы ей и ничуть не повредило.

Ой, не зря Кристиан Эйвинд Эспедал, он же Гаал, так проникновенно скорбит по временам ушедшим. Чувствует, злодей, что его время тоже уходит.

07.07.2007



Перейти к Trelldom