Funebre
"Children of the Scorn" 1991

Spinefarm Records

• Waiting for the Arrival
• Sinner's Eve
• Blood on White
• Shiver
• Congenital Defeat
• Walls that Held Screams
• Spirits Bewail
• Slumber End
• Redeemed From Time
• Grip of Insanity

В старушке Европе есть несколько стран, чьи вкусовые пристрастия к дет-металлу оказались настолько прочными, стремление его играть – настолько массовым, а центробежные и центростремительные настолько тождественны, что вокруг местной территориально-стилевой общности сформировалось понятие "школа". Первой в списке стран-тяжеловесов, разумеется, идет Швеция. Список коллективов, которые дали миру "тре крунур" усилиями некоторых контор разросся до таких размеров, что перечислять навязшие в зубах имена с некогда фешенебельным заниженным звуком будет верхом неприличия. А вот второе место занимает Страна тысячи озер, которая может похвастаться целой плеядой известных в не самых широких кругах составов. Можно, пожалуй, с некоторой натяжкой говорить и о британской сцене – совсем немногочисленной, зато отыскавшей свой фирменный стиль в хардкоровой риффовке и хэви-металлической мелодической акцентуации. А вот сцена польская – это укоренившийся и отъевшийся стереотип. Полторы группы и полчище последователей – отнюдь не школа, а как максимум мастерская. Или, как вариант, сувенирная лавка.

Теперь о финнах. Были они все как на подбор, "смуглые и золотоглазые", не сильно обременяли себя излишней усидчивостью с мелодикой и инструментальной частью и все как один миновали обостренно-маниакальной техничности, сгубившей не один состав далеко за пределами детовых областей. Так исторически сложилось, что на благо Суоми в ней не сложилось неприступного звукобастиона вроде Sunlight или Morrisound. При том, что формальным центром дет-движения в Финляндии был Турку, даже тамошние команды имели свою личину, кто лицо, кто морду, а кто харю. Что и говорить о бандах из Нокии, Ювяскюля или местечек поменьше, не имевшим "большого брата", на которого можно было бы держать равнение? Даже из серенького и малопримечательного Abhorrence вырос Amorphis, олицетворявший финский дет для большинства, но вскоре его переросший.

Показательно, что подлинного лидера финского "смертоносного металла" так и не нашлось, посему перечень достойных составов будет внушительным, но не запредельно и подозрительно длинным. В массовый прокат дет из Финляндии так и не попал, отсюда не слишком яркое впечатление о штучном явлении с годами неумолимо стирается. Что же до некогда блиставших героев, то это зубоскальная Xysma (один из первых североевропейских грайндовых составов, спрыгнувший с него на дет, а затем на любительский рок), колоритный Demilich (уникальное сочетание техно-ритмов и скудной монотонной аранжировки), задумчивый Phlegethon, ухарский дет-грайндовый Disgrace (ухвативший едва ли не всё лучшее, что может родиться на бесперспективном стыке этих двух стилей) и собственно Funebre.

Тут недалеко и впасть в заблуждение, смакуя обманчивое впечатление, что Funebre наиболее ординарный изо всех финских составов. И впрямь, он лишен отвязного, но ненавязчивого мастерства Demilich, ломового напора Disgrace, созерцательного кача Phelgethon. Funebre в 1991 представили публике 100% дет, грязную, болезненно мрачную, ритмично громыхающую и по-хорошему тупую музыку, не испорченную спесью профессионализма. Практически эталонный материал для старого дета, стоящий в одном ряду с Gorguts'93 и во многом его предвосхищающий. Роднит финнов и канадцев угрюмый настрой музыки, правильная равномерная ритмика, кишащая сбивками, доверие несложным, а местами даже простецким ходам и упор скорее на небыстрые, но давящие конструкции, нежели на записную жестокость. Обе банды не стремились закидать слушателя гнилыми кишками и связками потрохов, а раскрывали свои задумки посредством доходчивой психопатологии. Весьма к месту и пришлись жалостные и немного патетичные клавишно-акустические интерлюдии, оттеняющие всю грязь и низменность земного существования в трактовке групп.

Пожалуй, удачнее всего Funebre удавались поступательные переходы от прессующего торможения до стандартного и привычного двухбочкового забивалова. Здесь дело вот в чем. Основная масса смертельных металлистов конца 80-х начала 90-х скакали, как блохи, между форматами "быстро-медленно". Удачный пример таких заскоков – Obituary'89-91, неудачных – тьма тьмущая. Funebre были одними из немногих, кто задействовал среденескоростной режим. В конечном итоге, это и принесло свои плоды. Именно в межтематических переходах макаберная гармония детовых рисунков раскрывается во всей своей нездоровой полноте. Кроме того, команды не было бы без непривычно расслабленных и порой даже откровенно релаксивных соляков в противовес нервическим а-ля Slayer, по сей день популярных в дет-металле, и характерного мощного глуховатого звучания начала 90-ых с нехарактерно звонким басом, наиболее объемным в моменты спешки.

Волна дет-металла в Скандинавии началась примерно в 1988 году и сопровождалась активной концертной самодеятельностью, формированием андеграундной прессы и кассетно-винильным обменом. Funebre стояли у её истоков, а к 1991, тому моменту, как первое увлечение начало спадать, поставили на себе крест, уйдя с достоинством, как короли. А то, что короны не нашлось – невелика беда.

Разумеется, сейчас ни старпёрский финский дет, ни молодая поросль в лице Exit Wounds, Torn, Sotajumala, Scent of Flesh не сильно актуальны и мало кого способны подвигнуть на великие дела, однако же, если спиралевидная мода с её субкультурными капризами пожелает ренессанс кондовой и твердолобой музыки, Funebre и иже с ними окажутся в заслуженном, хоть и запоздалом фаворе.

06.07.2005



Перейти к Funebre