Oranssi Pazuzu
"Muukalainen Puhuu" 2009

Violent Journey Records

• Korppi
• Danjon Nolla
• Kangastus 1968
• Suuri Pää Taivaasta
• Myöhempien Aikojen Pyhien Teatterin Rukoilijasirkka
• Dub Kuolleen Porton Muistolle
• Muukalainen Puhuu
• Kerettiläinen Vuohi

Психоделический блэк-металл. Лет этак пятнадцать назад в такое бы попросту не поверили и подняли бы курам на смех. Десять лет назад оголтело бы затрясли клешнями и панически замотали патлами – мол, «не тру». Пять лет назад почесали бы репу и с натугой и треском записали бы целый диск претенциозной и глубоко онанистической мазни. А сейчас, в эпоху творческой эклектики и художественного инцеста, такие мысли уже никого не вгоняют в краску. Наоборот, чем бредовее затеи, чем фривольнее замыслы и чем несъедобнее разносолы – тем лучше. Чем круче колер эстетической блевотины, тем ярче от того засияет индивидуальность употребляющего, неповторимость его личности. «М-м-м, да это же хрустящие солёные огурчики да с парным-то молочком…» – восторгнётся иной эстет, умелым жестом заткнёт себе задний проход и, вежливо попёрдывая от придавившего «кайфа», натянет себе на мордочку мину неземного блаженства.

В общем, кругом одно надувательство и лицемерие. А вот честные финские парни Oranssi Pazuzu стоят вдалеке от фешенебельных предубеждений и предрассудков и музыку свою сочиняют для свободно мыслящих людей, а не для косушной рвани и не для потонувших в интеллектуальном разврате умников. Поэтому когда квинтет обещает «психоделический блэк-металл», то понимать это стоит буквально, без обиняков – как «психоделический блэк-металл». Причём психоделический не в специфическом гаражно-экстремистском смысле, как, например, Darkthrone 92-94 или нынешний S.V.E.S.T., а психоделический в исконной, вполне себе канонической рокерской трактовке.

Мало видеть широкий горизонт экстремальной музыки, надо суметь его объять. Недостаточно облить едко тремолированную дисторсию цветастой жижей перетекающих друг в друга соляков, а протокольно наморщенные рожи в трупной раскраске забрызгать аляпистыми кляксами Джексона Поллока. Надо сознавать, что психоделический рок и чёрный металл – две грани одного и того же явления, экстравертный и интровертный способы экстатической эвакуации из действительности, капитального отбытия из будничности. Вот тогда и пасьянс сойдётся, и лыжи покатят, и каска отъедет сама собой. Финский квинтет это понимает прекрасно и, обладая нестандартным взглядом на вещи и недюжинным чувством юмора, сочиняет по-северному сдержанный, но всё же иронически макаберный и безбожно ебанутый мадригал ночной тьме, дальним галактикам и тотальному затмению ума. Словно фигуристы, наплевавшие на обязательную программу, музыканты переходят сразу же к произвольной.

Для расширения и помрачения рассудка коллектив Юхо Ванханена употребляет огромное количество техник и практик, густо перемешивая и сплавляя их воедино в экзотический, но ничуть не вычурный диск, при этом ни разу не путая мух с котлетами. Ключевой приём – манипуляция сознанием. Органичной перестановкой ритмов и гармоний, Oranssi Pazuzu то ускоряют ток времени в восприятии слушателя, то тормозят его до полного юза. Все композиции альбома “Muukalainen Puhuu” (в вольном переводе «Так сказал пришелец») ощутимо рознятся как на слух, так и по ощущениям. Эти финны не опускаются до рутины, не играют стандартов и не разыгрывают домашних заготовок, благодаря чему их песни развиваются поистине непредсказуемо, вкривь и вкось, вдаль и вглубь. Однако при всех их органолептических отличиях звучит альбом на редкость цельно и неделимо – неповторимо яркими красками северного сияния и тусклым отблеском далёких комет будоража постепенно разыгрывающуюся, как аппетит, фантазию. Пресловутое блэковое тремоло ничуть не мешает пресловутым психоделическим соло, а уставной блэковый минимализм ничуть не ограничивает воображения – а наоборот, сосредоточенно преломляется и обогащается иными медитативными приёмами, вроде пространных муговых вставок или дабово зацикленных ритмов. Клише «из песни слова не выкинешь» словно придумали аккурат для свистопляски Оранжевого Пазузу. Кстати о словах – сюрреалистические лирические откровения написаны по-фински, а спеты колоритным хрипом, своей тембральной окраской точь-в-точь напоминающим Паси Коскинена, под псевдонимом Ruoja надрывающегося в группе Ajattara. Его земляк Юхо Ванханен тоже глухо каркает благим матом и ни капельки не отлынивает – весьма душевно.

Не упираясь в шаблон, прилежные и усидчивые финны изрядно покорпели над компоновкой и аранжировкой песен, с тем, чтобы обеспечить им долгую жизнь, не исчерпывающуюся парой прослушиваний из праздного интереса. Взяв из обоих жанров самое трансовое, дурманящее, цепенящее – и в то же время угарное – и запасшись оружием вдосталь, Oranssi Pazuzu сдавать свой хипповый редут мейнстриму без боя явно не собираются. Даже в самой попсовой поделке психоделия – та щекотка, которая придаёт очарования и не отпускает. Когда же её множат на забористые шутки и нонконформистскую закваску – тут уж всё, шапки прочь.

Когда закончит крутиться диск “Muukalainen Puhuu”, остаётся только один вопрос, да и тот риторический. Сколько «чужежанровых» заимствований чёрный металл может вместить, оставаясь при этом чёрным металлом?

Ну и в заключение, в порядке бреда, благо музыка обязывает. Вполне обиходный, устоявшийся и, главное, красноречивый, термин «краут-рок» некогда возник в англоязычной прессе как едкая насмешка над деревенскими недотёпами-фрицами и их извечной кислой капустой. Если у Oranssi Pazuzu вдруг возникнут последователи из земляков, что вовсе не исключено, ведь чухонцы в Европе – самая грандиозная отморозь, то снова придётся придумывать соответствующий ярлык. Если что, то мы, Rest.Art, от себя предлагаем «коскенкорва-блэк» или «салмиакки-блэк», в связи с чем уже разом побежали за патентом и в стекляшку – обмывать.

Hölökyn kölökyn! – будьте здоровы и вы.

13.05.2010



Перейти к Oranssi Pazuzu