Reptilicus
"Crusher of Bones" 1990

8 Product

• Snakes
• Sluice
• 808
• Pirate Paradise
• Call Me Jesus
• Ointment
• Washington

В своё время мы, Rest.Art, закатили посильно чёрный, но совершенно оправданный пиар исландскому дуэту Gjöll, совершенно при этом незаслуженно обойдя вниманием его доисторического предтечу – коллектив Reptilicus, где вращалась половина Gjöll, причём явно не худшая. Заведовал им Йоуханн Эйрихссон на паях с неким Маркуссоном, а концепция банды заключалась в неповторимости звучащего момента, неподражаемом экспромте на стыке жанров и манер. Упорядоченные записи Reptilicus считали побочным продуктом, угодой звукозаписывающей индустрии, а сами, подобно молодым Einstürzende Neubauten, оттопыривались на случайных хэппенигах, импровизированных концертах и причудливых перфомансах по подвалам, пакгаузам и бомбоубежищам Рейкьявика.

Разумеется, Reptilicus – плоть от плоти тогдашнего андеграунда со всеми вытекающими. Малотиражные кассетки банды имели крайне ограниченное хождение даже в родном городишке музыкантов, не говоря уже о мало-мальском зомбировании масс. Тем не менее, работы Reptilicus (кроме дебюта, записанного живьём, кое-как и чёрти где) продюсировал не кто-нибудь, а бородатый Хилмар Эдн Хилмарссон, известный сотрудничеством с Current 93 и Psychic TV. Кроме того, именно впечатления от творчества Repticlicus во многом подстегнули Эндрю Маккензи (The Hafler Trio) к переезду в Рейкьявик. Кстати говоря, как раз снюхавшись с Маккензи, Reptilicus в 1994 году записывают пластинки “Designer Time” и “O”, ставшие последними полноценными свершениями банды. Ко времени же цифрового переиздания первых проб пера Repticilus команды давно уже не было в живых.

И всё же именно ранние записи Reptilicus – индастриал в самом строгом, классическом и незыблемом понимании этого слова. Винилину “Crusher of Bones” можно смело выставлять в палате мер и весов как эталон старошкольной индустрии. Словно свирепый сорняк, выживающий из огорода культурные растения, дикарский нойз Reptilicus поселяется в фонотеке и вытравляет из неё «нормальную» музыку. Перекошенная городьба ритуальной перкуссии, оглушительный лязг сэмплированного баса и сорвавшийся с цепи вокал, топчущийся по мелкой шумовой осыпи – всё это под аккомпанемент неприручённых живых записей, выловленных из окружающей среды. Эйрихссон и Маркуссон наяривают хороводы окрест ритмического частокола, кропя вокруг себя ритуально-красной кровушкой закланной животины.

В миг своего высочайшего напряжения бронебойные ритмы “Crusher of Bones” даже смахивают на раздетый, распотрошённый Godflesh или раскуроченных, распаренных, расплющенных в кашу Swans, однако Эйрихссон и его напарник даже сатанеют с истинно рептильей, земноводной невозмутимостью. Тем не менее, название пластинки «Ломающий кости» – не пустая бравада. После альбома “Crusher of Bones” ваши косточки окажутся переломаны все до единой, словно после сеанса массажа паровым катком. Исландцы работают столь же методично, укатывая остатки тушки, рёберную ломь и костную щепь ровным слоем.

Конечно, можно отмахнуться от Reptilicus как от чего-то местечкового, захолустного и глухоманского – и на том успокоиться. Однако именно они, вопреки сугубо узкоместной огласке, помогли всколыхнуть вал скандинавских шумовиков начала и середины 90-х, чьи славные имена (и не менее громкая музыка) до сих пор гремят в наушниках всех неравнодушных к перкуссионной индустрии. Memorandum, Mental Destruction, MZ.412, Megaptera – этот список был бы неполон без Reptilicus.

Пережив “Crusher of Bones”, испытываешь перерождение. Просыпаются глубокие, дремлющие, безотчётные пласты памяти. Ощутив далёкий зов крови, начинаешь волноваться при виде ночного неба, неисповедимо тянуться к звёздам и с немым упоением смотреть на открытый огонь. А главное – мучаешься жаждой постичь тайны мироздания.

Смешно? Да уж, куда удобнее жевать, испражняться, исполнять видимость работы, необходимой для существования, совокупляться и дрыхнуть. Незачем скитаться, не к чему терзаться, некуда стремиться. Но бесчувственная тьма, чьими вестниками выступали Reptilicus, в конечном счёте сомкнётся даже над самыми пронырливыми и хитрожопыми, кто всегда ловчит и ищет лёгких путей.

17.09.2011



Перейти к Reptilicus