V/A
"Light" 2001

Touch

Hazard: Meteosat
Fennesz: C-Street
Biosphere: When I Leave (Finely Tuned Mix)
• Algae & Fungi (Candelaria Mix)

Touch - одно из старейших издательств независимой музыки, чей возраст намедни перевалил за четверть века, а послужной список - за сотню альбомов, сборников и коллабораций. Touch не имеет ни чёткой стилевой специализации, ни жёсткой жанровой подоплёки, ни упрямых вкусовых предпочтений. Майк Хардинг и Джон Возенкрофт, рулевые Touch, открыто и намеренно избегают термина "звукозаписывающая компания", предпочитая ему понятие "аудиовизуальный издательский дом". В 80-х годах фирма, не вяжущая веников, слыла оплотом индастриала старой школы, массированно выпуская работы The Hafler Trio, Nocturnal Emissions, Last Few Days, в 21-м же веке Touch фокусируется на некопаном поле современной электроники, донося до коллективного слушателя записи Кристианна Феннеша, Криса Уотсона (Chris Watson), Гейра Йенсена (Geir Jensen), Риодзи Икеды (Ryoji Ikeda), Бенни Нильсена (BJ Nielsen), Якоба Киркегора (Jacob Kirkegaard) и других любопытных композиторов из самых разных музыкальных сфер. Всегда в курсе дела, но никогда не под стать моде. Трое из вышеупомянутых музыкантов повстречались в 2001 году на диске "Light", сработанном в духе альбомов Hazard. Тут и односложное название-феномен, и монотонно-медитативное содержимое, и фотографии Джона Возенкрофта впридачу.

Hazard:

Бенни Нильсен - король звуковой макросъёмки. Мало кому удавались столь насущные и столь же масштабные зарисовки из сиюминутности. Мягкий волновый массив тончайшей настройки с лёгкой рябью и незначительной холмистостью покуда хватает ушей. Бенни черпает звуки живой и неживой природы, наводит мосты дружбы между ипостасями бытия и взращивает уникальную микрокультуру звуков, безотчётно составляющих нашу жизнь. В мире Hazard природа не противостоит техногенной среде, а дополняет её, сотрудничает, добрососедствует. Бенни тралит звуковое окружение гигантским неводом в мелкую сеточку, из чьих цепких лап не ускользнёт и тончайший шорох. В общем, хворост в костре и зубчики часового механизма трещат очень похоже. Да только спутать их, повстречавшись на аудиопросторах, невозможно.

Рельеф покрышек, круги на воде, солнечные зайчики на полированном хроме, морозные узоры на стекле, пузырьки в стакане с водой, искры из-под токарного сверла, не до конца выветрившийся запах краски на лавочке в парке, прохлада от прикосновения к металлической кнопке лифта, уплывающая из раковины щетина, вымазанная в пене для бритья, задорный щелчок отлипающей от нёба ириски. Задумываемся ли мы об этом хотя бы единожды?

Как податливо хрустит мелованная бумага, когда её комкаешь в кулаке. Как певуче фонит антенна от наводок с человеческого тела. Как весело звенит ложка о бортики чашки. Как с надеждой недалёкий мотылёк тычется на веранде в настольную лампу. Как живо падают ночные капельки из кухонного крана. Как задумчиво скрипят дверцы старого шкапа. Как философски тикают часы с кукушкой. Мир кишмя кишит приятными, но незаметными мелочами. Как опрометчиво мы проносимся мимо, как мало улавливают наши уши.

Статичная. Недвижимая. Невозмутимая. Сверхмузыка, которой не нужен слушатель.

Fennesz:

Венский композитор Кристиан Феннеш оперирует купажной техникой. Аналоговая, гитарная и цифирная музыки даются ему одинаково легко, однако орудовать ноутбуком Кристиану сподручнее. Умение работать со звуком у Феннеша на высоте, но вот подход к музицированию несколько суховатый, библиотекарский, склонный к пассивным умозаключениям и популярному резонёрству.

Пятиминутный трек 'c-street' в достаточной степени иллюстративен для соцерцательно-развлекательного творчества Fennesz. Этакое умозрительное слоёное печенье, обсыпанное разноцветными марципановыми бусинками, дроблёными орешками, кокосовой стружкой и шоколадной крошкой, на клетчатой клеёнчатой скатёрке, стиранной ароматным порошком с синтетическим запахом горной лаванды. Прогулка по певучим струнам в мягких уютных домашних тапочках. Мерцающий, переливающийся звук гитары протискивается сквозь живую изгородь тёплой электроники температуры тела. Лёгкость в лёгких, приятный мышечный тонус и полное растворение в соматической активности. Музыка ухоженная и деликатная, изящная и филигранная, хоть и немного угодливая и демонстративная одновременно - знай, мол, наших.

Дружелюбная улыбчивая гибридная электроника, нетребовательная, но безо всякого панибратства, для оптимистичной интеллектуальной повседневности.

Biosphere:

В отличие от своих коллег, расстаравшихся эксклюзивным материалом, Гейр Йенсен, не долго думая, вынес на блюдечке две трансформированных версии с легендарного диска "Cirque", лёгкого и воздушного, что аппетитный кусман пирожного с обезжиренным кремом для фигурально озабоченных фемин. Да только что с того, что Гейр схалтурил, если вышло наглядное пособие, как и зачем надо делать ремиксы. 'When I leave' заметно уехала в сторону фоновых техно-зарисовок с сэмплированной голосовой поддержкой, идеального звукового сопровождения для современных аэропортов и кафе, обставленных в стиле хай-тек, с изобилием стеклянных поверхностей и строгих, но дружественных форм. Подобной дурью, но с другого ракурса, ныне в избытке мается небезызвестный мистер Ставёстранд, связующее звено Inanna и Archon Satani, как сольно под разными именами, так и в соавторстве с себе подобными. Ритуальный грохот листового железа и кровоточащее столпотворение микроволн Микаэлю наскучил ещё в 1999 и после "Signal or Minimal" маэстро, перебравшегося в Германию и успешно влившегося в тамошнюю волну техно-минималистов, интересует лишь ритмичная электронная музыка с клубным оттенком и клубничным привкусом.

Более современная редакция 'algae & fungi' по настроению и фактуре мало отличается от родной, "круговоротной" версии "водорослей и грибов", разве что отчётливее проявились реминисценции Tangerine Dream второй половины 70-х, с их ветреными, просветлёнными трелями. Фирменный йенсеновкий эмбиент с легонько касающимися друг друга заритмовками, аккуратной поступью перкуссии на цыпочках и ажурным гармоническим рисунком. Таким почерком написаны лучшие треки Гейра - от раннего и детского 'cloudwalker' до современных шедевров вроде 'birds fly by flapping their wings' или 'fall in fall out'. Кое-какие мыслишки разных лет на эту тему водятся и в mp3-секции официального сайта композитора.

Глоток морозной воды, подёрнутой кромкой льда, свежим лазурным утром.

Итого: Подборка мечтательной музыки для думающих и чувствующих горожан. Как погнаться за тремя зайцами и всех косых изловить.

24.11.2006



Перейти к >>