Burzum
"Belus" 2010

Byelobog Productions

• Leukes Renkespill (Introduksjon)
• Belus' Død
• Glemselens Elv
• Kaimadalthas' Nedstigning
• Sverddans
• Keliohesten
• Morgenrøde
• Belus' Tilbakekomst (Konklusjon)

Нда, вообще-то «камбэки» такого уровня нечасто приключаются даже в большом, «взрослом» шоубизнесе, а уж в скромном мирке экстремального металла – и вовсе явление беспрецедентное. Минуло одиннадцать лет с момента выхода “Hliðskjálf”, последнего тюремного опуса Викернеса и целых семнадцать – с момента записи “Filosofem”, последнего полноценного альбома Burzum. Вообще-то сам Варг предполагал после отсидки снять домик где-нибудь в лесистых нагорьях Телемарка, где намеревался выращивать брюкву и кресс-салат, да под сенью дикой природы пестовать многочисленный выводок детей, которых прижил, сидя в тюрьме строжайшего режима – как государственный преступник номер один, первостатейный враг народа. Однако судьба решила иначе. Гром грянул, петух клюнул, мужик перекрестился, и вот результат – пятьдесят минут уникальнейшей музыки, у которой попросту не могло быть иного автора, кроме Викернеса. Если звёзды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно. А если они зажигаются вновь, значит это нужно не кому-нибудь, а, в первую очередь, им самим.

Возвращение легенды такого пошиба стало бы событием года вне зависимости поставленных задач, достигнутых результатов и реакции аудитории. И нельзя сказать, что публика заранее благоволила Burzum. Недруги и злопыхатели откровенно пророчили вынужденно отошедшему от дел властителю дум провал, безразличные и неопределившиеся вырыли Викернесу могилу ещё в 90-х, и даже немногочисленная кучка самых преданных фанов нехотя готовилась к худшему. Дескать, выйдет альбомчик, покрутим себе фонарики полчаса – и дело с концом. Однако не стареют душой ветераны. Давно уже не дерзкий мальчик с косичками под викингов, Викернес записал цельный и монолитный альбомище, о который обломают зубья критиканы-острословы, и на который и впредь будут тщетно равняться начинающие чёрные металлисты.

На альбоме-возвращении Викернес записал тот самый ставший типичным для самого себя бесконечный и трансцендентальный блэк-металл, на котором въедешь не в чарты, но в вечность. “Belus” – масштабное и величественное полотно на полюбившуюся Варгу тему смерти и возрождения белого бога Бальдра. Над ней он просиживал бесчисленные часы в арестантской келье, ею он вдохновлялся и на сей раз, уже на свободе. Каждая песнь, каждая поэтическая строчка, каждый рифф, каждая мелодическая фигура альбома подпитывается былинным охватом древних сказаний, черпает художественную силу из скальдических скважин и опирается на мифологический фундамент. Многовековая толща вековых изустных преданий – источник поистине эпического размаха, недюжинного рассказчицкого красноречия и метафорической глубины. Уже сама завязка трагического и братоубийственного сказания о гибели Бальдра – квинтэссенции сумрачной нордической мифологии – даёт мало поводов для оптимизма, но их и того меньше в викернесовской трактовке.

Кончина Балдра – звено между прошлым, настоящим и будущим, связь ушедших и грядущих поколений и предвестник гибели нынешнего миропорядка. И вместе с тем – ниточка, связующая “Belus” с прежними творениями Графа, как его изволила величать норвежья пресса начала 90-х. Творчество Викернеса давно стало кладезью взаимных аллюзий, переработок и отсылок. Так, композиция ‘bálferð baldrs’ с альбома “Dauði Baldrs”, идейного предшественника “Belus” – ничто иное, как клавишная версия ‘jesu død’, а ‘illa tiðandi’ оттуда же – ещё более минималистская вариация на тему ‘decrepitude/gebrechlichkeit’. Зачинная же песнь ‘belus' død’ несёт в себе черты фирменного варговского стиля, который сложно не узнать по фирменным тремоло-ручейкам и бесподобному циклическому отыгрышу мотива, однако является лишь переработкой одной из синтезаторных тем каторжной работы 1997 года. Трек ‘sverddans’ служит реверансом в сторону юности Викернеса и гимном ювенильному блэк-металлу начала 90-х – буйному, сердитому, с мощным трэш-металлическим душком (да, была и такая стадия – хоть и сейчас, в век помпезного ремесленничества, об этом вспоминать негоже). Композиция эта была написана ещё совсем юным Кристианом в добурзумскую эпоху, отсюда и неподдельный отроческий задор. Современный же материал Викернеса отмечен неповторимой печатью монотонности и лаконизма. Мало кто обладает даром уместить столь многое в столь малом. Безапелляционная скупость гармонических рисунков вкупе с пророческим мраком убористых текстов раскрывает редкостное мелодическое мышление Варга, который как никто другой умел (и умеет!) сочинить песню из ничего – одного единственного хука в паре вариаций. Так, пригоршня нот одинокого риффа ‘kaimadalthas' nedstigning’ преобразуется то в куплет, то в припев – словно руническое колдовство, высеченное в граните. Гипнотический эффект усиливается лаконичной мантрой «Мчусь в пучину мрака // Где всё мертво», которую Викернес наговаривает с чудовищной сосредоточенностью и мощью шаманского заговoра. Исступлённая скорость гитарно-барабанного забега ‘keliohesten’ отдаёт Burzum «среднего» периода, отсылая к композиции ‘key to the gate’ в частности и альбому “Det Som Engang Var” в целом. Хмелящие гитарные созвучия, прыгающие под мощнейший бластбит, предают головокружение от бешеной скачки на лошади адской богини Хель буквально на телесном уровне. Концовка альбома посвящена возвращению Бальдра, однако выписана в красках ещё более мрачных, чем зачин. Полнейшая безысходность цепенящих переборов, убранных траурно-серым нойзом и сумеречной пульсацией трансовой перкуссии. И хотя Викернес, перевоплотившись в Бальдра, объявляет, что «солнце вернуло свою власть» и что «лето воротилось» – верится в этом с трудом, уж больно черна аранжировка. Разве что как в том бородатом анекдоте про «вот такое хреновое лето».

Ровно насколько детали “Belus” сходятся с прошлыми, «докаторжными» альбомами Викернеса, настолько же он отличается по совокупности. При всей твёрдости руки Кристиана и незыблемости его творческого почерка, что-то такое неясное мешает безраздельно вписать “Belus” в линейку альбомов Burzum 1992-1993-1994-1996. Наверное, отчасти причина в ракурсе повествования. В прежние годы Викернес позволял себе изъясняться только лишь от своего имени, изливая глубоко личные переживания терзаемого ума. Душевная мгла постепенно сгущалась и достигла своего апогея на “Filosofem” – исповедальном альбоме, подчинённом логике сугубо внутренней исключительно внутренней, сообразной ощущениям автора. Теперь Викернес для выражения собственных мыслей прибёг к фантастичному пласту, заменив «философему» на «мифологему». Беспримесная патетика высокого эпоса заставила автора обратиться к классическим формам повествования и, безусловно, расширила выразительные границы и умножила планы содержания, однако в то же время понудила Burzum утратить свою герметичность. Вместе с тем, Викернес остался верен себе и андеграунду, что подтверждается звучанием диска, сотворённым в закулисе легендарного Григхаллен. Хрустящая дисторсия, душистая сырая грязца и пахучая гитарная «середина» аккуратно переносят слушателя сквозь века и эпохи. Тщательно блюдя свою неповторимость, придерживаясь нонконформистских стандартов 90-х, решительно чураясь модных новинок и держа курс вглубь себя, Варг доказал свой статус короля протяжных длиннот и указал на незавидное место блёклым эпигонам. Возьмите с десяток альбомов, которые глянцевая пресса и металлическое подполье возводили на пальму первенства все эти годы, пока Варг парился на нарах. Любая композиция “Belus” перешибёт их соплёй. А теперь можно смело уходить на покой, к турнепсам и крыжовнику, вперёд на борьбу с колорадским жуком.

Ну, а на десерт – ложечку деготку. Пилотное название альбома – “Den hvite guden”, «Белый бог», одно из «легальных» имён Бальдра. Его Викернес сменил (не без давления со стороны общественности), опасаясь быть окончательно смешанным с серой массой праворадикальствующих и национально озабоченных болванов. Специфичному норвежскому колориту пришлось несколько потесниться в угоду сомнительным панъевропейским замашкам, а действующим лицам легенды пришлось назваться «несвоими», континентальными именами. Так, Бальдр стал Белом, Хеймдаль – Каймадальтом, а Хель – Кельо. Но ведь как ни вуалируй истинный посыл альбома, выражая его иносказательно, через легенду о белом боге – всё равно те, кому не надо, так или иначе увидят в этом пропаганду того, чего не следует. Тут уж, у кого что болит. Некоторое недоумение вызывает и мутная издательская контора «Бъелобох продакшнз»: мало того, что их контактное лицо Стивен Хорват якобы носит пейсы, лопает мацу и не вызывает ни малейшего доверия у мало-мальски уважающего себя одиниста, так ещё и выручку от "Белуса", по слухам, планировалось перевести в фонд помощи жертвам землетрясения на Гаити. И хотя слухи не оправдались, "маца" не подтвердилась и "серебряные ложечки нашлись" - неприятный осадочек-с всё же остался.


Краткое содержание предыдущих серий или Смерть Бальдра для чайников:

Бальдр – юный бог света и любви, сын владыки Одина от Фригг, обладающий даром провидца. Однажды Бальдру и его матери снится вещий сон о его смерти. Фригг берёт клятву с каждого живого существа, растений, животных, птиц и рыб клятву, что они не причинят зла Бальдру. Однако хитрован Локи, проведав, что клятву не дал куст омелы, делает из этого растения копьё и обманом заставляет Хёда, слепого брата Бальдра, метнуть его в белого бога (Leukes Renkespill, Belus' Død). Вали, сын Одина от Ринд, взрослеет за один день и мстит брату за брата, убивая Хёда. Страж богов Хеймдалль отправляется в царство мёртвых (Kaimadalthas' Nedstigning), чтоб выкупить брата из плена повелительницы ада Хель (Keliohesten). Та обещает вернуть Бальдра к жизни, если его будет оплакивать весь мир. Тогда неугомонный пройдоха Локи превращается в великаншу Токк и отказывается скорбеть по Бальдру. Белый бог остаётся в царстве мёртвых (Glemselens Elv), а Локи, чей обман вскрывается, заслуживает страшную кару. Боги приковывают его в пещере к трём камням, где сверху на Локи капает яд из змеиной пасти. Верная жена Локи Сигюн держит чашу над лицом мужа, которую ей время от времени приходится опорожнять. Тогда Локи содрогается в муках, вызывая землетрясения (тонкий намёк на Гаити?). После Рагнарёка (Sverddans), во время которого коварный Локи и справедливый Хеймдалль убьют друг друга, Бальдр и Хёд примирятся и будут править новым миром вместе с сыновьями Тора (Morgenrøde).

13.03.2010



Перейти к Burzum